ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Погода

Дышим правильно и говорим красиво
21.09.2014 17:27

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Мы с вами даже не замечаем, что начинаем говорить после вдоха. Вдох при речи легкий, бесшумный, короткий и одновременно глубокий, через немного приоткрытые губы.

В противоположность этому правилу некоторым ребятишкам характерны такие особенности речевого акта: они могут начать фразу не только на вдохе, но и на выдохе, в паузе между вдохом и выдохом. Внешне создается впечатление «захлебывающегося» разговора. Для выработки правильного речевого дыхания можно использовать разные игровые упражнения.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
На космодроме.
- Представьте себе, что вы космонавты. До запуска космического корабля осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом, чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко, отчетливо произнесли слово «Пуск!».
- Итак, через нос набираем воздух.. Начинаем отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5,4, 3, 2, 1 Пуск! Упражнение повторяем 2-3 раза.
Летающая бабочка.
Взрослый заранее заготавливает небольших бабочек из разноцветной бумаги и прикрепляет каждую на ниточку . Поясняет как выполняется это упражнение. Ребенок держит бабочку таким образом, чтобы она находилась на уровне его губ. Одновременно набирает через нос воздух и небольшую струю воздуха направляют на бабочку, чтобы она «летала».
Упражнение выполняется 1-2 раза.
Шторм в стакане.
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите. Чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Забей в ворота гол.
А) Вытянуть губы вперёд трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3см), лежащий на столе перед ребёнком, загоняя между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»).
Б) То же, но дуть следует резкой, отрывистой струёй. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.
Обращать внимание, чтобы не надувались щёки. При необходимости их можно слегка придерживать пальцами.
Чей пароход лучше гудит?
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку.
Фокус.
Улыбнутся, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а по середине языка была щель- желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Учитель-логопед
Юрьенцева Л.В.

 
Как создать школьный сайт.